Vladimir Vergoti (vergoti) wrote,
Vladimir Vergoti
vergoti

Мемориальная доска С. И. Шило

или как мы делали доску первому мэру Таганрога

Я не был лично знаком с Сергеем Ивановичем Шило. Но так случилось, что в 1996 году, я, как дизайнер, делал всю его предвыборную компанию. И, как известно, мы победили!






Конечно, изначально, хотели приурочить открытие доски к 70-летнему юбилею С. И. Шило, но первые средства (и то не все), поступили только в конце апреля этого года.








Инициатором проекта и главным спонсором выступило АО «Таганрогский НИИ связи», а духовным вдохновителем стал Вершинин Геннадий Фёдорович — председатель совета ветеранов НИИ и активный участник увековечивания памяти граждан, оставивших значимый след в истории нашего города.





Решение Городской Думы появилось в конце октября, за четыре дня до дня памяти С. И. Шило.




Реализовать проект было непросто, так как, порой, ставились взаимоисключающие задачи. Зато эта работа позволила познакомиться с семьёй Сергея Ивановича: с Алиной Сергеевной, Сергей Сергеевичем и, конечно, с Ниной Васильевной Шило.





Творческий замысел и умысел, а также эскизное начало этой истории я описывал здесь.



Очень не хотелось использовать в работе графические банальности в виде герба, флага, других символов власти. Также была поставлена задача избежать в изготовлении применения «кладбищенских» технологий.

Кроме всего прочего, работа должна была быть современной и соответствовать времени её создания.

 

Так появилась форма ломаного четырёхугольника и композиция портрета мэра на фоне контура города, отражающегося в заливе, с узнаваемыми городскими достопримечательностями.





Портрет намеренно был высветлен, не только для дополнительного контраста, но и для визуализации понятия «светлый образ» и «светлая память».






Дом, где жил и погиб первый мэр Таганрога, конечно должен был быть отмечен знаком. 

Стояла задача найти место, и вписать знак в экстерьер дома значительно и в тоже время деликатно. Но структура дома странной фактуры, обвешанного коммуникациями, яростно сопротивлялась этой задаче.



Доска Шило откр 16.jpg


Расмотрев всевозможные варианты, остановились на месте, у которого есть сразу две видовые точки: одна — с прилегающего переулка Гарибальди...




Другая — с дворового проезда. Ни одно другое место на этом доме не обладало подобными достоинствами.




Подъезд, где жил С. И. Шило.







Выбрав месторасположение, оставалось только смириться с архитектурной данностью и начать работать с тем пространством, что мы имеем.

Конечно, очень смущал неудачно установленный кондиционер.


Доска Шило откр 18.jpg


Оставить его открытым было бы слишком вульгарно. Задекорировать под цвет стены — не уверен. Если не получается спрятать, делаем на контрасте: закрываем корзиной и рифмуем цветом с доской.




Первый размерный эскиз был сделан по фотоснимку. Когда же вырезали шаблон и примерили его к стене, то убедились — размер мал. Сработал масштабный эффект — на улице все вещи «мельчают».




Поэтому размер пришлось увеличить от заявленных 1360 мм до почти полутора метров. С рамкой он составил 1525 мм на 550 мм.


 Доказывать, что доска должна быть соразмерна пространству, в которое её инсталлируют, думаю, не стоит.

Был сделан новый шаблон.




По проекту материал рамки доски — стальная полоса 8х50. Найти ничего подобного не смогли. По счастливому совпадению, позвонили знакомые металлисты с просьбой сделать работу, поставил условие: найдут полосу — сделаю работу. ;-) Звонят — нашли полосу 10х60. Больше не меньше — берём, если порежут и отвезут её в цех по изготовлению.




Для нанесения рисунка выбрали технологию горячей деколи — печать по керамограниту, стеклу, камню. Печать такая же стойкая, как и её основание.






Предварительно сделали цветопробу.




Основной размер керамогранитной плиты 600х600, поэтому, получив проверенный текст от корректора, перекомпоновали рисунок с учётом его тройной сегментации. Диагоналями, с наименьшими повреждениями для рисунка, разбили полотно на три мозаичных фрагмента.






Но технология такова, что рисунок на плиту наносится дважды, чтобы добиться нужной цветовой плотности, в силу полупрозрачности деколи. А на трёх частях — это шесть нанесённых фрагментов. Исполнитель сразу предупредил, что соотнести все части «точка в точку» будет практически невозможно. Слой деколи тянется, как студенистая плёнка, и привести его точно к буквам и рисунку несколько раз — задача почти нереальная. Но есть выход, можно снизить число стыков, если мы найдём плиту размером 1200х600. Правда, скорее всего плита нестандартного размера будет только под заказ. И тогда, возникает ещё одна проблема: у нас нет муфельной печи под размер подобной плиты.



Плиты заказали в Ростове, там же их и порезали гидроабразивной резкой по контуру доски. Порезали, на всякий случай, в нескольких экземплярах.





Сделали всё как надо, утром открыли печь, а плита лопнула.









В двух словах: сама уникальная технология горячей деколи по камню — это довольно сложный и трудоёмкий процесс. Принцип горячего деколирования заключается в следующем: изображение наносится надглазурными красками на специальную декольную бумагу с помощью специального, достаточно дорогого керамического принтера. Затем деколь наклеивается на изделие и обжигается при температуре 800*С.





Возник ещё один вопрос, что стало с нашим замечательный фоном под камень.




На нём появились какие-то разводы. Выяснили, что это не разводы, а муар — издержки технологии. Сдвижка каждого растрового слоя даёт муар.

 Ну, что делать, принимаем муар за шарм и делаем его отличительной чертой нашей доски.

 







 






Параллельно, в цехе компании «Ковка Юг» были изготовлены декоративная корзина для кондиционера и рама-основание.









Все детали прогрунтованы и окрашены кузнечной краской с добавлением слюды, цвет графит.






Когда, наконец, фрагменты доски были готовы...




...на участке памятников их намертво склеили с плитой основания и бережно, на лентах, опустили в раму.





Зафиксировали через монтажные отверстия...




...и покрасили загрунтованную заднюю стенку.






Почти незаметно была проделана огромная и кропотливая работа по приведению в порядок дома. Без этой работы всё выглядело бы очень печально и совсем не так как на открытии. 







Очистили стену: восстановили от граффити и лиловой краски каждый кирпич на стенах двух домов. Очистили и вымыли здание — от цоколя до третьего этажа. Сняли паутину и покрасили газовую трубу.

 






Как известно, хуже граффити, бывает только закрашенное граффити.




Наклеенные объявления, замазанное граффити, и «аккуратный» набрызг цоколя не добавляли нашей стене шарма.








Ниже снимки по принципу «было-стало».




Подровняли мы и «аккуратный» цоколь.




Стена противоположного дома.




Покрасили газовую трубу.










Накануне открытия пришли люди, покосили траву вокруг домов.











В заключение, хочется сказать, что любая работа в нынешних условиях — это результат множества компромиссов, это череда нереализованных до конца возможностей, которые реальность жёстко корректирует в силу технических и финансовых ограничений. Но мы постарались выжать максимум из тех, по сути, ничтожных ресурсов, которыми располагали. И мы снова победили!








На открытии, сквозняк между домами, то и дело задирал покрывало и, наконец, зацепил ленточку за угол доски. Но, как говорится, накладка прошла гладко. Покрывало благополучно сдёрнули, доску открыли и теперь, надеюсь, этот дом, улица и наш город отмечен ещё одним артефактом человеческой памяти.


















Р. S.



Наша благодарность


Хотелось бы поблагодарить предприятия участвовавшие в этой работе:



АО «Таганрогский НИИ связи», в лице Марченко Игоря Александровича — за проявленную инициативу и финансирование проекта;
Компанию «ЕМС» (ЕвроМетСтрой), в лице Привалова Евгения Евгеньевича — за предоставленные конструкционные материалы;

 


ООО «ИмпЭл» — за предоставление спецтехники;




Мастерскую памятников Мельниченко Сергея Валентиновича;




Компанию «АртДекор»;

 


ООО «Аллюр», в лице Головина Алексея Николаевича — за посильный спонсорский вклад;



И особая благодарность компании «Ковка Юг», в лице Гаркуши Александра Викторовича, выполнившей, отменно и безвозмездно, всю работу по изготовлению металлических конструкций.




_____________________________________________________



О других наших работах можно прочесть ниже:

 



Мемориальная доска семейству Парнах

 

 


Памятная доска В. Я. Дворковичу


Большая мемориальной доска для театра им. А. Чехова


Блестящая вывеска для театра
Монумент воинам интернационалистам г. Сальск
Барельефы для стелы Славы в Таганроге


Tags: Таганрог, Творчество, Шило
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments