Маска новая

Мемориальная доска С. И. Шило

или как мы делали доску первому мэру Таганрога

Я не был лично знаком с Сергеем Ивановичем Шило. Но так случилось, что в 1996 году, я, как дизайнер, делал всю его предвыборную компанию. И, как известно, мы победили!






Конечно, изначально, хотели приурочить открытие доски к 70-летнему юбилею С. И. Шило, но первые средства (и то не все), поступили только в конце апреля этого года.








Инициатором проекта и главным спонсором выступило АО «Таганрогский НИИ связи», а духовным вдохновителем стал Вершинин Геннадий Фёдорович — председатель совета ветеранов НИИ и активный участник увековечивания памяти граждан, оставивших значимый след в истории нашего города.





Решение Городской Думы появилось в конце октября, за четыре дня до дня памяти С. И. Шило.




Реализовать проект было непросто, так как, порой, ставились взаимоисключающие задачи. Зато эта работа позволила познакомиться с семьёй Сергея Ивановича: с Алиной Сергеевной, Сергей Сергеевичем и, конечно, с Ниной Васильевной Шило.





Творческий замысел и умысел, а также эскизное начало этой истории я описывал здесь.



Очень не хотелось использовать в работе графические банальности в виде герба, флага, других символов власти. Также была поставлена задача избежать в изготовлении применения «кладбищенских» технологий.

Кроме всего прочего, работа должна была быть современной и соответствовать времени её создания.

 

Так появилась форма ломаного четырёхугольника и композиция портрета мэра на фоне контура города, отражающегося в заливе, с узнаваемыми городскими достопримечательностями.





Портрет намеренно был высветлен, не только для дополнительного контраста, но и для визуализации понятия «светлый образ» и «светлая память».






Дом, где жил и погиб первый мэр Таганрога, конечно должен был быть отмечен знаком. 

Стояла задача найти место, и вписать знак в экстерьер дома значительно и в тоже время деликатно. Но структура дома странной фактуры, обвешанного коммуникациями, яростно сопротивлялась этой задаче.



Доска Шило откр 16.jpg


Расмотрев всевозможные варианты, остановились на месте, у которого есть сразу две видовые точки: одна — с прилегающего переулка Гарибальди...




Другая — с дворового проезда. Ни одно другое место на этом доме не обладало подобными достоинствами.




Подъезд, где жил С. И. Шило.







Выбрав месторасположение, оставалось только смириться с архитектурной данностью и начать работать с тем пространством, что мы имеем.

Конечно, очень смущал неудачно установленный кондиционер.


Доска Шило откр 18.jpg


Оставить его открытым было бы слишком вульгарно. Задекорировать под цвет стены — не уверен. Если не получается спрятать, делаем на контрасте: закрываем корзиной и рифмуем цветом с доской.




Первый размерный эскиз был сделан по фотоснимку. Когда же вырезали шаблон и примерили его к стене, то убедились — размер мал. Сработал масштабный эффект — на улице все вещи «мельчают».




Поэтому размер пришлось увеличить от заявленных 1360 мм до почти полутора метров. С рамкой он составил 1525 мм на 550 мм.


 Доказывать, что доска должна быть соразмерна пространству, в которое её инсталлируют, думаю, не стоит.

Был сделан новый шаблон.




По проекту материал рамки доски — стальная полоса 8х50. Найти ничего подобного не смогли. По счастливому совпадению, позвонили знакомые металлисты с просьбой сделать работу, поставил условие: найдут полосу — сделаю работу. ;-) Звонят — нашли полосу 10х60. Больше не меньше — берём, если порежут и отвезут её в цех по изготовлению.




Для нанесения рисунка выбрали технологию горячей деколи — печать по керамограниту, стеклу, камню. Печать такая же стойкая, как и её основание.






Предварительно сделали цветопробу.




Основной размер керамогранитной плиты 600х600, поэтому, получив проверенный текст от корректора, перекомпоновали рисунок с учётом его тройной сегментации. Диагоналями, с наименьшими повреждениями для рисунка, разбили полотно на три мозаичных фрагмента.






Но технология такова, что рисунок на плиту наносится дважды, чтобы добиться нужной цветовой плотности, в силу полупрозрачности деколи. А на трёх частях — это шесть нанесённых фрагментов. Исполнитель сразу предупредил, что соотнести все части «точка в точку» будет практически невозможно. Слой деколи тянется, как студенистая плёнка, и привести его точно к буквам и рисунку несколько раз — задача почти нереальная. Но есть выход, можно снизить число стыков, если мы найдём плиту размером 1200х600. Правда, скорее всего плита нестандартного размера будет только под заказ. И тогда, возникает ещё одна проблема: у нас нет муфельной печи под размер подобной плиты.



Плиты заказали в Ростове, там же их и порезали гидроабразивной резкой по контуру доски. Порезали, на всякий случай, в нескольких экземплярах.





Сделали всё как надо, утром открыли печь, а плита лопнула.









В двух словах: сама уникальная технология горячей деколи по камню — это довольно сложный и трудоёмкий процесс. Принцип горячего деколирования заключается в следующем: изображение наносится надглазурными красками на специальную декольную бумагу с помощью специального, достаточно дорогого керамического принтера. Затем деколь наклеивается на изделие и обжигается при температуре 800*С.





Возник ещё один вопрос, что стало с нашим замечательный фоном под камень.




На нём появились какие-то разводы. Выяснили, что это не разводы, а муар — издержки технологии. Сдвижка каждого растрового слоя даёт муар.

 Ну, что делать, принимаем муар за шарм и делаем его отличительной чертой нашей доски.

 







 






Параллельно, в цехе компании «Ковка Юг» были изготовлены декоративная корзина для кондиционера и рама-основание.









Все детали прогрунтованы и окрашены кузнечной краской с добавлением слюды, цвет графит.






Когда, наконец, фрагменты доски были готовы...




...на участке памятников их намертво склеили с плитой основания и бережно, на лентах, опустили в раму.





Зафиксировали через монтажные отверстия...




...и покрасили загрунтованную заднюю стенку.






Почти незаметно была проделана огромная и кропотливая работа по приведению в порядок дома. Без этой работы всё выглядело бы очень печально и совсем не так как на открытии. 







Очистили стену: восстановили от граффити и лиловой краски каждый кирпич на стенах двух домов. Очистили и вымыли здание — от цоколя до третьего этажа. Сняли паутину и покрасили газовую трубу.

 






Как известно, хуже граффити, бывает только закрашенное граффити.




Наклеенные объявления, замазанное граффити, и «аккуратный» набрызг цоколя не добавляли нашей стене шарма.








Ниже снимки по принципу «было-стало».




Подровняли мы и «аккуратный» цоколь.




Стена противоположного дома.




Покрасили газовую трубу.










Накануне открытия пришли люди, покосили траву вокруг домов.











В заключение, хочется сказать, что любая работа в нынешних условиях — это результат множества компромиссов, это череда нереализованных до конца возможностей, которые реальность жёстко корректирует в силу технических и финансовых ограничений. Но мы постарались выжать максимум из тех, по сути, ничтожных ресурсов, которыми располагали. И мы снова победили!








На открытии, сквозняк между домами, то и дело задирал покрывало и, наконец, зацепил ленточку за угол доски. Но, как говорится, накладка прошла гладко. Покрывало благополучно сдёрнули, доску открыли и теперь, надеюсь, этот дом, улица и наш город отмечен ещё одним артефактом человеческой памяти.


















Р. S.



Наша благодарность


Хотелось бы поблагодарить предприятия участвовавшие в этой работе:



АО «Таганрогский НИИ связи», в лице Марченко Игоря Александровича — за проявленную инициативу и финансирование проекта;
Компанию «ЕМС» (ЕвроМетСтрой), в лице Привалова Евгения Евгеньевича — за предоставленные конструкционные материалы;

 


ООО «ИмпЭл» — за предоставление спецтехники;




Мастерскую памятников Мельниченко Сергея Валентиновича;




Компанию «АртДекор»;

 


ООО «Аллюр», в лице Головина Алексея Николаевича — за посильный спонсорский вклад;



И особая благодарность компании «Ковка Юг», в лице Гаркуши Александра Викторовича, выполнившей, отменно и безвозмездно, всю работу по изготовлению металлических конструкций.




_____________________________________________________



О других наших работах можно прочесть ниже:

 



Мемориальная доска семейству Парнах

 

 


Памятная доска В. Я. Дворковичу


Большая мемориальной доска для театра им. А. Чехова


Блестящая вывеска для театра
Монумент воинам интернационалистам г. Сальск
Барельефы для стелы Славы в Таганроге