Маска новая

70 лет киноплаката в Манеже

В Манеже можно увидеть почти вековую историю советского кино



Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна объединили усилия, чтобы показать в Центральном Манеже почти вековую историю советского кино в киноплакате с 1919 по 1991 год. В четырех разделах выставки представят более 300 работ художников, создававших афиши не только для легендарных отечественных фильмов, таких как «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая или «Иваново детство» Андрея Тарковского, но и для их менее удачливых собратьев, в свое время по разным причинам снятых с проката.

Откроет экспозицию раздел, посвященный 1920-м годам, когда монтажное кино диктовало принципы построения киноплаката, соединяющего в одном изображении элементы разного масштаба, типа и фактуры. Пример такого подхода — афиша к немому фильму 1927 года «Девушка с коробкой», созданная мастерами-графиками братьями Стенберг, и плакат Израиля Богарда к первой отечественной фантастической ленте — «Аэлите» 1924 года. В дальнейшем, пройдя через социальный оптимизм 1930-х, киноплакат приходит к цветовому аскетизму военных лет, а еще позднее — к многословности 1950-х.



В оттепельном разделе, с 1956 по 1969 год, посетители увидят афиши к хорошо знакомым широкому зрителю фильмам: это «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина, «Война и мир» Сергея Бондарчука и музыкальный фильм-сказка «Морозко», снятый Александром Роу.

Завершит экспозицию период с конца 1960-х по 1990-е — время невероятного богатства выразительных средств, с которыми начали активно экспериментировать художники. Среди представленных в этом разделе работ — афиши к «Чучелу» Ролана Быкова и «Игле» Рашида Нугманова.

«Девушка с коробкой». 1927. «Межрабпом-Русь» (Москва). Режиссер: Борис Барнет
Авторы плаката: Владимир и Георгий Стенберг. Бумага, хромолитография. Российская государственная библиотека



Фильм Бориса Барнета «Девушка с коробкой» (1927) — классика отечественного немого кино. К тому же это один из первых советских рекламных фильмов, снятый по заказу Наркомфина для пропаганды облигаций государственного займа. Плакат к нему рисовали звезды советского авангарда — братья Владимир и Георгий Стенберг.

В 1920-е годы советское кино активно развивалось, превращаясь в мощный инструмент пропаганды, а плакат был едва ли не единственным способом привлечь публику в кинозалы. Братьев Стенберг вполне можно назвать родоначальниками этого жанра изобразительного искусства в его современном понимании: они отказались от привычной стилистики афиши, обогатив ее конструктивистскими находками.
Художники пользуются заливками цвета и геометрическим орнаментом, чтобы подчеркнуть плоскость, огромную роль играет фотомонтаж, столь любимый мастерами-авангардистами начала ХХ века. Очень часто рисунок лиц, рук, отдельных предметов имитирует фотографическую фактуру кадра, что делает работы Стенбергов очень «киногеничными».

Еще один из их излюбленных приемов — использование крупного плана, особенно часто повторяется женское лицо, которое в редких случаях заменяется мужским. Все эти особенности творчества Стенбергов четко просматриваются в плакате к фильму «Девушка с коробкой».

«Идиот». 1958. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Иван Пырьев
Автор плаката: Михаил Хазановский. Оригинал плаката. Бумага, гуашь. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»



Фильм Ивана Пырьева «Идиот» (1958) по одноименному роману Федора Достоевского принадлежит к числу лучших экранизаций, вошедших в золотой фонд советского кино. Пырьев на протяжении многих лет вынашивал замысел этой картины, написал сценарий едва ли не за десять лет до начала съемок, но долго не мог найти актера на главную роль. В результате образ князя Мышкина блистательно воплотил Юрий Яковлев, и сегодня сложно представить себе лучшего исполнителя этой роли. Достойную пару ему составила Юлия Борисова (Настасья Филипповна).

Плакат Михаила Хазановского к этому фильму решен, казалось бы, предельно просто. Две фигуры — гордая и презрительная Настасья Филипповна на первом плане, и за ней в тени Рогожин с пачкой денег — воспроизведение кульминационной сцены картины. Однако смотрится плакат невероятно эффектно: контрасты ярко-красного платья главной героини и глубокого черного фона притягивают взгляд, создают тревожный эффект, заставляя зрителя почувствовать драматическую атмосферу картины.

Надпись на плакате «Часть первая. Настасья Филипповна» напоминает о том, что изначально Пырьев планировал сделать двухсерийный фильм. Однако, по слухам, Юрий Яковлев был настолько морально и физически изможден съемками, погружением в образ, что чуть было не попал в клинику с душевным расстройством и не рискнул сниматься в продолжении. Пырьев даже не помышлял о замене и предпочел отказаться от съемок второй серии.

«Цирк». 1936. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Григорий Александров
Автор плаката: Григорий Рычков. Бумага, печать. Государственный центральный музей современной истории России



«Цирк» (1936) — один из самых известных фильмов Григория Александрова. В основу сценария легла пьеса Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка», однако авторы оказались настолько недовольны экранным воплощением произведения, что убрали из титров свои имена. Публика же фильм полюбила — как, впрочем, и другие картины Александрова. В главных ролях здесь снялись настоящие звезды советского кинематографа — Сергей Столяров и Любовь Орлова, жена, муза Александрова, играющая во всех его фильмах (это ее портрет мы видим на плакате).

В 1930-е годы огромным успехом пользовались картины, посвященные жизни современников, строителей нового государства — страны, где «так вольно дышит человек». Эта строка — из песни «Широка страна моя родная», которой завершается «Цирк» и которая чуть не стала гимном СССР. Похожие настроения отличают и плакаты тех лет. 1930-е годы — время зарождающегося социалистического реализма, в котором, однако, художники не успели еще закоснеть и создавали произведения, подкупающие своей яркостью, искренностью и оптимизмом.

«Белое солнце пустыни». 1970. Киностудия «Ленфильм», киностудия «Мосфильм», Экспериментальное творческое объединение. Режиссер: Владимир Мотыль
Автор плаката: Мирон Лукьянов. Московский музей дизайна



Плакат Мирона Лукьянова к фильму «Белое солнце пустыни» — один из целого ряда сделанных художником работ к картинам, ставшим классикой отечественного кинематографа. Сюжет плаката не повторяет напрямую кадр из фильма, вместо этого художник стремился найти собственную изобразительную формулу, отражающую особенности его сюжета и жанра.

Оригинальное решение шрифтовой композиции позволяет не только привлечь внимание к названию фильма, но и делает шрифт важной частью художественного высказывания. Округлые изгибы на концах букв напоминают клубы песка, вздымающиеся под копытами скачущего во весь опор коня главного героя картины — красноармейца Федора Сухова. В противовес динамичной сцене, расположенной в верхней части плаката, в нижней находится статичное изображение головы Саида, закопанного в песок. Этот персонаж выбран не случайно: встреча с ним сыграет важную роль в судьбе главного героя. Кроме того, его суровый взгляд привлекает внимание зрителей и создает интригу. Работа выполнена в сочном южном колорите, желтые и оранжево-красные оттенки песка, дополненные по контрасту глубокими лиловыми тонами, передают ощущение изнуряющей жары.

По мотивам статьи

Оригинал взят у raasta в 70 лет киноплаката в Манеже

P. S.

В кинотеатре «Октябрь», в малом зале, была целая стена с плакатами советских и зарубежных фильмов. Её уничтожили, когда делали ремонт под очередной торговый центр.