Маска новая

Я памятник себе...

или почему треснула идея построить часовню

В нашем журнале уже упоминалось о странном знаке, установленном в петровском сквере по инициативе одного ангельского фонда.



Тень «Ангела» над Таганрогом

Говорить сейчас о востребованности и часовни, и знака на территории петровского сквера – не приходится. Однако, в январе 2013 года во время проведения конференции «Задачи преобразования г. Таганрога» было высказано предложение о строительстве в Таганроге часовни и закладке памятного знака на месте Троицкой церкви. Дело благородное, хотя совершенно необязательное. Идею выдвинул и взял на себя ее реализацию частный фонд «Ангел Руси», во главе с небезызвестным господином Воробьевым.



Тогда же генеральному директору ООО «Полимерпром» Бородину Г. А. предложили войти в оргкомитет и стать главным спонсором проекта. Он согласился, но при условии письменного благословения всей этой затеи правящим архиереем. Думаю, Геннадию Александровичу и вправду очень хотелось сделать что-то стоящее и значимое для своего города. Но как известно, с кем свяжешься, тем и окажешься.


  • Речь сначала шла только о кованом кресте, на месте которого, потом, когда-нибудь, возведут, а может и не возведут часовню. Затем решили возвести и памятный крест, и часовню. Хотя неясно, зачем ставить памятный крест, если рядом будет памятная часовня с крестом и с повторяющейся мемориальной информацией?


Усложняющим обстоятельством стал факт размещения знака и часовни на территории объекта культурного наследия регионального значения «Троицкая крепость», состоящего на государственной охране.

Господин Воробьёв приложил невиданные усилия, чтобы согласовать с министерством культуры области, управлением архитектуры города Таганрога, МУП «Землеустройство» и другими службами и ведомствами города, этот «крайне необходимый» Таганрогу историко-патриотический проект.

В результате было решено наделить ООО «Полимерпром» полномочиями заказчика с получением им всех необходимых согласований, напрямую (без посредников), с последующей передачей изготовленного им знака на баланс МУП «Землеустройство».

  • Но, на маленком знаке или большом кресте много не заработаешь. Фонду, как и многим в нашей стране, необходимо большое строительство. Только на большом строительстве можно поднять духовный и материальный уровень работников частного фонда.


Поэтому «Ангел» настаивал на строительстве часовни и напряг студентов факультета архитектуры и градостроительства Южного федерального университета, под руководством профессора Симонянца А. К., разработать проект. К тому же, в письме питерских друзей фонда прозвучала идея облика часовни: «...мы рекомендуем взять за основу архитектурный облик Кроншпиц Галерной гавани в Санкт-Петербурге».





Заметьте, не было никакого конкурса, никаких слушаний, городу, по факту, снова навязали архитектурную мелодию, которая здесь никогда не звучала. Студенты ЮФУ добросовестно срисовали облик питерской часовни и разработали проект.




HPSC6378(1).jpgЛ_3  Ситуация Генеральный план участка1.jpg

Л_2 Историческое обоснование1.jpgЛ_9 Разрезы 1-1 и А-А(1).jpg
Л_4 Планы часовни1.jpgЛ-10 Памятные доски1.jpg

Планы кликабельны

Воодушевлённый мэр по этому поводу даже написал письмо Владыке:


Таким образом, благочинье случайно узнало, что ей придётся брать на баланс ещё одну часовню, проект которой ей только осталось благословить.


Пора, мой друг, пора

Первоначально открытие знака планировалось на июнь 2015 г., к дню Святой Троицы. Но, по техническим причинам Бородин попросил перенести открытие на День города – 10 сентября. Фонд, как организатор и координатор, направил на эти даты приглашения участникам проекта, партнерам и гостям, проработал сценарий открытия, оповестил журналистов.



Но Бородин снова предложил перенести открытие на конец августа, якобы, по настоянию руководства предвыборного штаба Голубева, что поставило Фонд в неловкое положение. В итоге выяснилось, что инициатива об открытии памятного знака 25-26 августа не принадлежит ни Правительству РО, ни предвыборному штабу. Более того, Митрополит Меркурий не имеет намерений переносить дату установки памятного знака на другие числа, так как мероприятия у него расписаны на многие месяцы вперед. Но, знак был не готов. В частности, не хватало креста, и это отодвигало дату торжественного открытия на неопределенный срок.




Как поссорились Геннадий Алексеевич и Константин Петрович

10 сентября Геннадий Алексеевич Бородин и Константин Петрович Воробьев всё же встретились и поговорили. Петрович обвинил Алексеевича в срыве сроков. Алексеевич обвинил Петровича в отсутствии тесной связи с церковью, вследствие чего, митрополит признал строительство новой часовни в этой зоне нецелесообразным, более того, он уведомил мэра, что проект часовни не был согласован с патриархией и явился личной инициативой руководства Фонда. Геннадий Алексеевич сказал, что лишает Константина Петровича права на совместную реализацию проекта (в том числе и участие фонда в церемонии открытия).

Константин Петрович тут же написал обиженное письмо Митрополиту, где доказывал, что МБФ СКИН «Ангел Руси» по праву и на равне с ООО «Полимерпром» обладает всеми правами на интеллектуальную собственность и что эти права ни кому не передавал и не передаст и будет их отстаивать. Там же он обратился с просьбой к Владыке изучить юристам Епархии факты и на правах духовного лидера выступить гарантом законности и не допустить несправедливости: «Фонд – говорилось в письме – не претендует на материальные блага, но мы твердо убеждены, что проделанная нами работа не даёт права исключать нас из участников проекта... Прошу Вас повременить с освящением памятного знака, до урегулирования поднятого мной вопроса».

Став, по сути, памятником неразумности, знак так и остался стоять недоделанный и недооткрытый с золотой надписью, не соответствующей действительности.




Об исторической этике в эстетике

Как известно, во время петровского строительства церкви на мысу, каменных карьеров не было, кирпичные заводы ещё не построены, а о беломраморной отделке и речи не шло – всё строили из дерева. Спрашивается, почему знак, в память о деревянной церкви, сделан в духе итальянского классицизма из белого мрамора, да ещё и с неканоническим руническим кельтским крестом? Где стилистическая отсылка к петровскому рококо? Как, в таком случае, собирались увязать его по стилю с проектом часовни эпохи Петра?



Также очень сомнительна идея отбитого со всех сторон камня. Во-первых, это плохо для камня: в трещинах конденсируется влага, заводятся микроорганизмы и всё это провоцирует дальнейшее разрушение блока. Во-вторых, отбитые углы и разбитые грани слабо передают замысел: «Здесь Петром I была заложена церковь...» И, в-третьих, элементы разрушения связаны подсознательно с несчастьем, крушением и неудачей... Что, в конечном счёте, и случилось с проектом.




Нестройный, стоит он в раковинах, как в язвах, и в трещинах, заделанных эпоксидной смолой, с успевшим прилепится к нему прозвищем «холодильник с крестом».



В целом, надуманность проекта, сомнительность дизайна и корявость реализации превратили этот знак в вечную незавершенку, похожую на надгробный памятник, в котором сложно отделить задумку автора от ощущения надругательства над ним вандалов.

Город получил не памятный знак, украсивший сквер, а недоразумение, не продуманное до конца. Закономерный результат соединения бутафорских инициатив фондов однодневок и растрескавшихся отношений партнёров, втянутых в этот совершенно бессмысленный, для города, проект.



Дьявол в деталях. Детали под катом...

[Смотреть]







































Нужно создать фонд "Ангел Руси Плюс" и собирать средства на снос того, что натворит первый.
Геннадий Алексеевич с удовольствием сам исправит эту ошибку
Константин Петрович - такой Константин Петрович... Мне эта чертова книжка до сих пор в кошмарах является, как он чуть не на коленях у меня всю вёрстку просидел...

Кстати, а как там поживает его гениальная идея о политехническом музее? Погибла смертью храбрых, так и не обретя формы?
На основании достигнутого...
Музей, ну а теперь и знак, единственная «заслуга» фонда, на которую он опирается как на достигнутый результат в деле преобразования

памятники
(Anonymous)
Бред,бред и ещё раз бред!
Таганрогу не везёт последние года с памятниками. Что памятный знак, то мороз по коже. Трудно понять - то ли автор не дружит с головой, то ли архитектор с воображением. Такое складывается впечатление, что город отдан на растерзание супер-"ангелам". Где крыльями помашет, там и "страх образ божий". Город - это сложившаяся среда, к которой надо относиться как к данности, и если ты брешь смелость привносить что-то новое, то вначале трижды подумай - это по силам тебе? За последние 20 лет город камерная скульптура просто "воткнута" на пустые "дырки".