Маска новая

Неразорванный заколдованный круг

Вывесили многострадальные барельефы, на которых знакомые образы превратились в убожество

Начало темы здесь, здесь и здесь




О формализме

Искусству угрожают две вещи — это художник, не ставший мастером, и мастер, не ставший художником — Анатоль Франс

Уже по первым присланным Москвой эскизам стало понятно, что исполнитель не заболел таганрогской темой и делает всё на «отцепись», на уровне наивного искусства. Делают бездушно, холодными руками и с холодным сердцем. Задело и то, что к городу отнеслись снобистски пренебрежительно, как к глухой провинции. С самого начала работа исполнителя была пропитана формальностью и небрежением, которое чувствовалось во всём: и в отношении к исходному материалу, и к эскизам, сделанным за них, и к исторически важным деталям, и к своим собственным ошибкам.





Реализация похоронила почти все найденные идеи и решения. Обычно, на тяжелые тумбы цепляют тяжелые неровные блоки рельефов. В нашем случае, опираясь на закон контраста, на фоне тяжеловесных каменных тумб хотелось видеть изящные и тонко сделанные графичные работы.





На полированном граните, в контрасте, хотелось видеть рванную структуру сланца, служащую объединяющим фоном для всех рельефов...



...а не непонятные почеркушки на фоне неба.


Хорошо, если бы наши эскизы были как-то творчески переосмыслены и стилистически улучшены, и от этого стали значительней – возражений нет. Хотя, как можно улучшить подлинный исторический документ, гравюру или медаль? Наилучшим результатом подобной работы была бы способность передать исходный материал без искажений и отсебятины.

Вся вывешенная работа дышит грубым примитивом, так как делали, как удобно и как проще, исказив почти все исходники до неузнаваемости.



Есть начертанья и приметы

Увидев первые макеты в мягком материале, стало ясно, что мы не получим произведение искусства, которое все ждут. Мы получим работу «по мотивам», далёкую от утвержденных эскизов и никак не шедевр, которым можно будет гордиться. Ожидаемого результата невозможно было добиться, используя традиционный подход — такой технологический подход просто оглуплял содержание (например обрывал на полуслове царский указ), лишал некоторые рельефы надписей полностью в угоду ограниченным техническим возможностям.

Если бы ЖЖ от ВВ не опубликовал бы присланные образцы и народ не высказался о них в негативном тоне, мы б уже давно имели эту «красоту» у себя. На замечания об убогости своей работы Москва ответила, что она дескать ещё не доделана. То есть (внимание!) допускается, что мастерская такого уровня позволяет себе прислать руководству города, на утверждение, полуфабрикат, просто так, на авось, вдруг прокатит. Не прокатило! Если бы не выступили против, все эти глупости, запечатлённые в бронзе, уже висели бы к Дню города.


Работа всегда говорит за себя в тысячу раз больше, чем слова. Если работу надо разъяснять — это плохая работа

Увидев как неряшливо, грубо, неточно, а порой, почти карикатурно, были сделаны рельефы, руководство на минуту усомнилось в художественной компетенции мастеров. Но мастера из столицы, видимо, приложили немало сил и красноречия, чтобы оправдать своё рукомесленичество. Виноваты оказались невоплатимые эскизы и плохие фотографии рельефов, которые никак не передают всей впечатляющей глубины горельефных глубин.


Говорят, чтобы понять, что молоко скисло, достаточно отпить глоток, и не давится целым бидоном опустошая его до дна

Работая с московскими специалистами, делая бесконечные замечания и изменения, все яснее приходило понимание того, что они не смогут без потерь перевести эскизы в материал способом горельефа. Пытаясь решить задачу противоестественным ей образом, они загоняли её в прокрустово ложе своих возможностей, искажая первоначальную идею до неузнаваемости. Надо было что-то менять, чтобы не обессмыслить всю проделанную до этого работу.



Автор предложил поменять технологию. Когда речь заходит о подлинности воспроизведения фотодокументов в металле, применяют совершенно иную технику реализации.



Это технология прототепирования. Она помогает там, где основу проектов составляют фотографии и копии исторических документов, искажения которых воспринимаются, как предательство. Для реализации таких работ всё равно нужно быть скульптором и большим художником, здесь, как вы понимаете, меняется только инструмент. Плюс, это возможность сделать всё быстро, четко и гарантированно точно в соответствии с эскизами. Ведь толпу не интересует процесс, толпу интересует результат. А результат, при таком подходе, будет абсолютный. Но, к сожалению, не помогли ни письма, ни даже фильм, который был сделал, для понимания процесса.

Люди ничего не захотели менять. Это неудобно: надо вникать, менять привычный уклад работы, кому-то платить и это, когда есть многочисленные скульптурные рабы-студенты. Зачем нам технологии XXI века, нам и в бронзовом веке хорошо, мы «по старинке» – долго и очень-очень не точно.


Город, прости!

Так хотелось прервать этот замкнутый заколдованный круг и сделать что-то стоящее, хотя бы на своём участке возможностей, но магия круга опять оказался сильнее.

Сетую на это, не потому что рисовал эскизы — я их и не рисовал, я просто готовый документальный материал расставил по своим местам (москвичи, кстати, не смогли сделать и этого), и не на то, что это несправедливо по отношению к уже утверждённым эскизам, а на то, что ответственным за это людям в какой-то момент осталось только выбрать между подлинностью и приблизительностью, между рациональностью и шаблоном, между достойной памятью о себе и фиксацией скромных возможностей студентов скульптурной мастерской. Но, руководство вместо того, чтобы проявить настойчивость и политическую волю, повело себя так, словно мы сами себе боимся признаться, что наш уровень и подход в этот раз оказался выше московского, а это некорректно и всех раздражает.

Если в городе что-то делается на скудные муниципальные деньги, то это, как правило, самое-самое важное, важнее на этот момент ничего нет. И это важное можно было сделать на уровне произведения искусства. Хотя, я далёк от мысли, что кто-то серьезно будет приходить к этой стеле и в минуте молчания склонять голову — это проект своего времени. Просто была возможность сделать что-то, по-человечески интересное, современное и звенящее в своей точности воплощения. Мы были в шаге от идеальной 100% реализации замысла. Но...



Ниже фильм «О том, как всё могло бы быть красиво». Найденное решение современно и технологично, в реализации подобных задач за такими решениями будущее.

При создании этого ролика было использовано 9 программ и выполнена, по сути, 1/8 часть работы за исполнителя. За основу был взят барельеф о сорок третьем годе, где нет никакой глубины, есть один выступающий солдат, текст и плоская звезда.



P. S.

Видя всё это, думаешь о Таганроге, как о городе необычайных упущенных возможностей, где недалёкость принятых решений, их сиюминутная политическая и материальная выгода «удачно» накладывается на безучастность и апатичность замученных вопросами выживания жителей. Со временем, интерес к испорченным барельефам потухнет, как потух двуглавый орёл, который сиял сначала. Жаль только, что из массы подобных вещей складывается целый образ не только города, но и страны. И складывается он так неудачно, что потом тебе становится стыдно, за своё Отечество.



Из нереального

Когда собрали рабочую группу из художников, историков и музейщиков и сообща одобрили наши эскизы, мы все ходили как именинники. Из группы никто не подписывался под окончательными макетами, эту тяжелую ответственность взяло на себя руководство и нам теперь жить с этими недорельефами, смазывающими всё впечатление от стелы. На неё можно смотреть, но ею нельзя любоваться. Большое, но малоутешительное благо состоит в том, что знают как это должно было быть, лишь небольшая когорта читателей. И всё-таки, есть надежда, что пройдут годы, поменяется ситуация, перенесут нашу стелу на более уместное для неё место и вернут барельефам их первоначальный вид, а городу нашему вернут его, утраченную и поруганную в эпоху безысходности и бесчувствия, самобытную и уникальную красоту. И этого так нереально хочется...


Начало темы здесь и здесь.

О барельефных косяках и ошибках пост будет отдельно, если пожелают читатели.
если пожелают читатели.
Конечно пожелают!
А был выбор кому заказывать?
Re: если пожелают читатели.
Нет, они выиграли тендер https://www.facebook.com/SalavatScherbakov. Можно было только поменять подход к работе и технологию. Сам Салават Щербаков к нашим рельефам не прикасался, он был в отпуске.
Re: если пожелают читатели.
Можно было не принимать работу?
Я разделяю ваше мнение и ваши эмоции,
но вот это

"И складывается он так неудачно, что потом тебе становится стыдно, за то, что ты русский."

ИМХО перебор.... (
думаю, что в сердцах автор, так много вложивший в этот проект, вполне может позволить себе так сказать.

наша национальная гордость и любовь к Большой Родине - все это тоже складываются из гордости за малую родину...
Ну так назовите "АФФТАРАВ-ЫСПАЛНИТЕЛЕЙ", назовите фамилии тех, кто подписывался - пусть все знают "героев"
(Anonymous)
Володь, члены рабочей группы не только не подписывались под окончательными макетами, но и не видели их; также никому не показали и вносимые изменения в заголовки, часть которых укоротили или видоизменили, видимо потому, что места не хватало. Исполнители решили пожертвовать "незначительными" с их точки зрения деталями.Так, ушла историческая надпись на колоколе и упоминание о его современном местонахождении, появились ошибки в царском указе, а несчастный Джаспер вообще превратился в Джуспер.

Кстати, заголовок про "Джуспер" - вообще полная отсебятина, было решено назвать этот пилон "Участие таганрожцев в событиях Крымской войны" - для того, чтобы не создалось впечатления, что царская грамота была вручена жителям города именно за этот конкретный подвиг, а не за массовый героизм, проявленный в годы войны. Пояснительную надпись про Джаспер сместили вниз и точную дату указали. Но кого волнуют такие "мелочи"?
(Anonymous)
Прокопенко сегодня назвал барельефы "брутальными в соответствии с эпохой, когда работы выполнялись старым древним способом- талантом человека"...
А что ещё говорить, бездарно-грубый примитив – это теперь талант, облачённый в брутальность.

Edited at 2015-11-04 09:53 am (UTC)
Последнему романтику Таганрога
(Anonymous)
Владимир, целиком и полностью разделяя Вашу грусть, хочу обратить Ваше внимание на сущий пустяк: город получил именно то, что заслуживает, не больше и не меньше.

Рядовым горожанам глубоко по-фиг как стела, так и эти барельефы. Иначе порвали бы в клочья Администрацию. Отцам города не по-фиг, в материальном плане - можно и работы лишиться, если не сделать. Мероприятие протокольное. А вот в плане художественном - вспомните, как минимум, лексикон и выражение лиц хоть Щербаковой, хоть Прокопенко, хоть Шелухиной. ПРА-ЧЕЧ-НА-Я!!! Про мэра - ни слова, конторе не до этик/эстетик, у них извилина под другое заточена годами безупречной службы.

К людям, которые ставят в историческом центре Таганрога типовые бетонные копии бюстов Маргелова, к людям, которые обрабатывают пескоструйкой бронзовые скульптуры народных артисток, а затем, ободрав песком тонировку, выкрашивают ноги памятника масляной краской, к людям, которые позволяют посреди Морской лестницы Межлумяна строить шашлычную etc - к этим людям Вы обращаете свою печаль ))) Вы - последний романтик Таганрога!

Храни Вас Бог!
Нет, всё-таки дебил )
(Anonymous)
На официальном сайте читаю доклад Прокопенко: " На втором пилоне изображен знаменитый колокол, который был отлит из металла войны и был установлен в Никольской церкви, но теперь находится в Феодосии".

1. Либо колокол перетащили из Херсонеса в Феодосию.
2. Либо Прокопенко дебил.
3. Либо главред сайта Яковлева вошла с кем-то в преступный сговор и компрометирует через официальный сайт не-дебила Прокопенко.

Читаем дальше: "Таким образом, барельефы стали и эстетическим дополнением, и информационным, - отметил Геннадий Прокопенко"!

Нет, всё-таки дебил )
А был ли мальчик?
Пользователь tagan_rog сослался на вашу запись в своей записи «А был ли мальчик?» в контексте: [...] о барельефах и выдала щедевральное описание на официальном сайте: Странно, то что имя Верготи В.И. [...]
А был ли мальчик?
Пользователь rubikon_69 сослался на вашу запись в своей записи «А был ли мальчик?» в контексте: [...] о барельефах и выдала щедевральное описание на официальном сайте: Странно, то что имя Верготи В.И. [...]
И всё-таки она светится!
Пользователь tagan_rog сослался на вашу запись в своей записи «И всё-таки она светится!» в контексте: [...] ации. Именно, с появлением этого комплекса многие сделали для себя открытие, какие талантливые [...]