Маска новая

Смерть гиганта

или душераздирающее зрелище

На мертвом здании живым лепестком бьётся только опасно свисающий фрагмент кровли.



Когда-то, новое здание заводоуправления было одной из современнейших построек города. Мне удалось даже поработать в нём, на 6 этаже в отделе "Конъюнктуры, спроса и рекламы". Одним из развлечений было: выйти на крышу здания полюбоватся открывающимся видом и сфотографироваться там, на фоне старого города.



Красота распада в посте kerrangjke Смерть гиганта

Большой обзор поездки в Таганрог, где главной целью было посещение заброшенного заводоуправления бывшего комбайнового завода. Мы посмотрим все этажи здания, спустимся в убежище и заберёмся на крышу, чтобы посмотреть на город и завод с высоты. Это и многое другое внутри поста:





Относительно недавно я уже писал обзор про данный завод, но тогда речь шла про административно-бытовой комплекс: http://kerrangjke.livejournal.com/43307.html. В то же время были посещены и два уютных убежища-близнеца о которых есть два поста: http://kerrangjke.livejournal.com/43690.html и http://kerrangjke.livejournal.com/43810.html.

Тот денёк выдался очень продуктивным - не успев отснять один объект, мы уже приезжали к другому... Из-за этого скопилось огромное количество фотографий, до которых удаётся добраться только спустя год. Ну что же, начнём путешествие!



Любимая волга в миг телепортировала нас в Таганрог и как обычно - оставляем на ней какую-либо надпись на память и удачу. После этого пришлось немного подождать местных, с которыми должны были осуществить полазки. Ехали они долго, поэтому не теряя время сыграли в городки, которые были спасены с другого заброшенного завода имя которого "Красный Аксай":



Сначала было потрачено несколько часов на изучение АБК и убежищ под ним (см. ссылки в начале поста), а когда наше время подходило к концу - обращаем внимание на вот такое здание:



Огромная серая постройка заводоуправления бывшего комбайнового завода внушала небольшой страх. Смотря на неё снизу, по коже пробежали мурашки:



Хотя, по внешнему виду фасада сразу и не скажешь, что это огромное здание полностью заброшено уже несколько лет:



По традиции - прежде, чем начать описание нашей прогулки, вспомним былую историю этого великого предприятия...

Таганрогский комбайновый завод - открытое акционерное общество, сокр.: ОАО «ТКЗ» (ранее Русско-Балтийский завод, механический завод, инструментальный завод, завод им. Сталина). В 1915 году в юго-западной части Таганрога были забиты первые колышки для строительства производственных зданий под эвакуированный из Ревеля (Таллина) Русско-Балтийский завод. В сентябре 1916 выпущена первая партия артиллерийских снарядов для русской армии. К началу 1917 на заводе работало около 8000 человек, он стал одним из крупнейших предприятий юга России. В марте 1922 национализированный завод передан Южному машиностроительному тресту, объединившему заводы металлургический, котельный и механический (Русско-Балтийский). В 1925 завод переименован в инструментальный. Выпускал различный инструмент: тиски, труборезы, микрометры, штангенциркули и т.п., всего 71 наименование. В 1932 построены термический цех и цех штампов. С годами продукция завода технически усложнялась: в 1933 - запасные части для тракторов, в 1935 - лодочные моторы, в 1936 - мотоциклы ТИЗ АМ-600 с коляской и турелью для пулемета (поставлялись для Красной армии и Народно-освободительной армии Китая). Таганрогские мотоциклы участвовали в 1937 в испытательном пробеге на 7 тыс. км по Памиру, обкатчик завода Леонид Потани на дистанции 100 км по пересеченной местности завоевал звание «Чемпион СССР по мотокроссу». В военные годы таганрогские специалисты помогали организовать производство мотоциклов в городах Горьком и Серпухове (Московская обл.). В этом же году налажено производство токарно-револьверных станков. В связи с началом ВОВ в 1941 завод эвакуирован в Сибирь: производство снарядов и взрывателей - под Новосибирск, производство мотоциклов - в Тюмень. В сентябре 1943 в освобожденном Таганроге началось восстановление завода. 23 февраля 1944 выпущена первая партия боеприпасов для фронта. В 1945 завод награжден орденом Отеч. войны I ст. В 1945 завод становится предприятием сельхозмашиностроения: организован выпуск культиваторов, жаток-лобогреек, паросиловых установок, деталей для тракторов. В 1947 освоено производство первого в СССР самоходного комбайна С-4 (с 1954 - С4М).



Начато производство мостов ведущих колес комбайнов. В этом же году построен цех ковкого чугуна, в 1956 - цех серого чугуна. В 1948 предприятие получило название «Таганрогский комбайновый завод». В 1953 на его базе создано Государственное специальное конструкторское бюро по зерноуборочным машинам (ГСКБ). Ранее, в 1952, на заводе организован филиал Ташкентского ГСКБ по хлопку и выпущена первая партия хлопкоуборочных машин СХП-21. В 1958 завод перешел на выпуск комбайна СК-3 (22409 шт. в 1958-1962), на Всемирной выставке в Брюсселе комбайн удостоен высшей награды - Гран-при. Все эти годы завод расширялся: в 1956 - построен кузнечно-прессовый корпус, в 1958 - инструментальный цех крупногабаритных штампов. В 1960 завершилось создание комбайна СК-4, в 1962 на международных сравнительных испытаниях в Венгрии он награждается Большой золотой медалью. За разработку нового комбайна и организацию его массового производства в 1964 директору завода Н.В. Лутаю, главному конструктору ГСКБ Х.И. Изаксону, ведущим инженерам-конструкторам А.Г. Авашкину, Е.А. Горбачеву, Е.К. Румянцеву, В.Г. Шумакову присуждена Ленинская премия.

"Комбайн-памятник" возле здания заводоуправления:




В 1964 построены цех раскроя металла и механо-термический корпус. В 1965 завод приступил к серийному производству самоходных шасси СШ-75 «Таганрожец». Это универсальное и многофункциональное средство позволяло использовать в сельском хозяйстве большой набор навесных орудий. За семь лет выпущено 20714 самоходных шасси. В 1965 за большой вклад в развитие народного хозяйства и в связи с 50-летием завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В августе 1966 за успехи в выполнении семилетнего плана 56 тружеников завода награждены орденами и медалями, слесарю-лекальщику К.Ф. Селютину присвоено звание Героя Социалистического Труда, мастер И.П. Ляшенко, шлифовщик Н.Я. Соболев награждены орденами Ленина. В 1971 начался выпуск комбайнов СК-6П «Колос», в 1973 на международной выставке «Агромашэкспо» в Будапеште «Колос» получил золотую медаль. За заслуги в развитии сельхозмашиностроения Н.В. Путаю, выросшему на предприятии от токаря до директора, присвоено звание Героя Социалистического Труда, 174 передовика производства награждены орденами и медалями. В мае 1977 с главного конвейера сошел 50-тысячный комбайн «Колос». В 1980 на ТКЗ начал функционировать филиал - завод специального инструмента и технологической оснастки (СИИТО). За последние годы сданы в эксплуатацию сборочный цех комбайнов, механосборочный корпус, цех мостового производства, корпуса цехов раскроя металла, холодной штамповки, ремонтно-механический. В октябре 1984 завод приступил к выпуску модернизированного комбайна СК6П-А «Колос».

Комбайны СК-6-II "Колос" в одном из цехов сборки Таганрогского комбайнового завода:




В 1993 году производственное объединение «ТКЗ» преобразуется в акционерное общество открытого типа. Разрабатывается целая серия новых машин для сельского хозяйства: «фермерский» комбайн КЗС-3 «Русь», роторный комбайн КЗСР-5, автотрак, зернопогрузчик, различные приспособления к комбайнам, новые образцы товаров широкого потребления. Однако в условиях всеобщего экономического кризиса в России спрос на продукцию завода падает из-за низкой покупательской способности потребителей. Предприятие, оказавшись в тяжелом финансовом положении, подошло к банкротству, нависла угроза распродажи прославленного завода по частям. В это самое трудное для ОАО «ТКЗ» время (1996) арбитражным управляющим завода назначается Е.А. Струков. Под его руководством изменена структура управления, введен жесткий режим экономии, решены кадровые вопросы, налажено производство по основному профилю. В короткий срок выполнена главная задача по обеспечению жизнеспособности завода в условиях рыночной экономики, сохранению производственных мощностей и квалифицированных кадров комбайностроителей для выпуска комбайнов, мостов ведущих колес для комбайнов, производимых предприятиями отечественного сельхозмашиностроения. Благодаря Е.А. Струкову завод в 1999 произвел товарной продукции в 2,6 раза больше, чем в 1996 году. Восстановлены деловые связи по поставкам комбайнов, приспособлений к ним, запасных частей с ведущими зерновыми регионами России, Украины, других стран СНГ, с давними партнерами по совместному производству комбайнов - ОАО «Ростсельмаш», АО «Красноярский завод комбайнов». Одновременно настойчиво и последовательно шел поиск путей вывода предприятия на современную конкурентоспособную технологию. В результате взят курс на новое перспективное направление - массовое производство легковых автомобилей мирового класса. Осенью 1996 с помощью финансово-промышленной группы «Донинвест», в состав которой вошло ОАО «ТКЗ», при поддержке руководителей области и города под непосредственным руководством Е.А. Струкова начато крупномасштабное строительство автозавода. Уникальность гигантской стройки с участием ведущих строительных организаций Таганрога и Ростовской области, проектных институтов Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга заключалась в том, что автомобильное производство размещалось на неиспользуемых производственных площадях завода. Это создавало определенные трудности для строительно-монтажных работ, но с другой стороны, позволяло организаторам строительства сэкономить время и финансовые ресурсы.



Задача была успешно решена. В рекордно короткий срок - год и семь месяцев - выполнен огромный объем работ с высоким качеством, что имело принципиальное значение для монтажа высокотехнологичного оборудования, изготовленного крупнейшими мировыми фирмами США, Англии, Японии, Германии, Кореи, других стран. Причем в отличие от появившихся в последнее время в России и в СНГ автосборочных заводов, работающих по отверточной технологии, Таганрогский автомобильный завод заведомо создавался под сложную сборку автомобилей с полным циклом сварки и покраски кузовов, а технологическое оборудование позволяет быстро перестраиваться на выпуск автомобилей различных типов и модификаций. Именно в этих целях по инициативе Е.А. Струкова организовано обучение молодых кадров завода за рубежом в крупнейших автоконцернах и непосредственно на предприятии. В 1998 году, в день 300-летия основания Таганрога, с конвейера сошел первый российский автомобиль мирового класса с маркой «Донинвест». Таганрогский автомобильный завод, первая очередь которого рассчитана на выпуск 120 тысяч автомобилей в год, начал изготавливать разные модификации машин. Первым его директором стал Е.А. Струков. В результате этого на Дону создана новая отрасль отечественного машиностроения, открывшая хорошие перспективы для повышения технического уровня десятков предприятий-смежников и освоения новых рабочих мест. ОАО «ТКЗ» имеет пять крупных технически оснащенных производственных подразделений: комбайновое, мостовое (унифицированные и модернизированные мосты ведущих колес для комбайнов всех типов, выпускаемых в России), литейное, инструментальное, автомобильное. На индустриальной карте Таганрога появился Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ). Общая площадь нынешнего ОАО «ТКЗ» составляет 173,5 га, из них крытая - 55,8 га, открытая 4,4 га. Мощь и славу промышленного гиганта в послевоенные и последующие годы приумножал многотысячный коллектив комбайностроителей. Многие поколения комбайностроителей своим самоотверженным трудом заложили прочную основу для развития социальной инфраструктуры предприятия. На средства завода строились жилые дома, детские комбинаты, учреждения культуры, спортивные комплексы. В начале 1970-х вырос крупнейший в городе жилой массив Русское поле, в разные годы сданы в эксплуатацию Дворец культуры, детские комбинаты «Рябинушка », «Малыш», Дворец спорта, стадион «Торпедо», базы отдыха «Ласточка» на Черном море, «Лукоморье» на Азовском море, «Родник» на Миусском лимане. В 1979 открыт заводской музей, завоевавший в 1983 почетное третье место в областном конкурсе общественных музеев. Большая известность далеко за пределами города пришла народному оперному театру, многим коллективам художественной самодеятельности. Техническая библиотека завода насчитывает тысячи книг, имея крупные филиалы в цехах и подразделениях предприятия. Имеется Дом технической пропаганды, оснащенный уникальным оборудованием....

Сейчас же уникальная и великая история подошла к концу... Но об этом уже в конце нашего обзора, а сейчас приступим к главному – прогулке по зданию.



Первые помещения не предвещали ничего интересного – пустые помещения, одинокие коридоры... Радовали лишь мелочи, например, ещё целые двери и окна:





Побродив в десятках помещений, мы устремились на главную проходную:



Тут нас ждал небольшой сюрприз:



Всё было чистенько и уютно, а столик и стул намекали нам на обитаемость этого здания:



Не будем испытывать судьбу и спустимся сразу же в подвал здания, встречая по пути ящики от противогазов:



Как оказалось, это было убежище, но признаков от него осталось совсем мало.

когда-то тут стояли гермо двери:



По своему строению оно немного отличалось от всех остальных, которые довелось мне посетить. Подобного рода сооружениям я даю название "убежище коридорное":



  Один огромный коридор и ответвления в помещения, зайдём в первое из них:



  К сожалению, пока ничего интересного: груды мебели, остатки от ГО утвари и прочее:





схема подачи воды:





  Понемногу начали появляться первые упоминания о защитном сооружении:





  Сохранился и огромный стенд про учения Гражданской Обороны на комбайновом заводе:



  Собственно, документация этого защитного сооружения:







  В соседней комнате складировались бачки от унитазов. - Даже не знаю, что они тут забыли:



  Следующей была фильтро-вентиляционная:



  Увы, всё вырезано под ноль: нет не самой установки с фильтрами-поглотителями, ни вентиляционных труб...



  Лишь одинокие лампы:



  Предпоследняя комната, где сохранились остатки от очередных плакатов  и стендов ГО:







  Некоторые из них были в довольно-таки хорошем состоянии:





  Вот и всё, убежище полностью пройдено и мы дошли до запасного выхода из него:



  Последнее напоминание об убежище - одинокая УЗС:



  Так как первый этаж мы посмотрели почти полностью, да и встречать охрану не хотелось - отправились сразу на второй:



  - Где-то на улице ездят машины, люди неторопливо идут домой с работы... А мы продолжаем лазить, встретив своеобразное "лого" завода, которое находится над парадным входом в здание:



Так как здание имеет 12 этажей (первые два этажа порядка 4х метров каждый), то не обойтись без лифта:



Помимо грузового, конечно же, есть и обычный:



Первые четыре этажа встречали нас новенькой отделкой, а санузел так вообще не отличишь от обычного рабочего:





В основном все помещения были пустые, но вот встретилось более-менее интересное. Вполне вероятно, что тут когда-то заседал сам директор завода..



Больше всего удивляли огромные плакаты\схемы\планы предприятия:







Кто-то даже увидел "себя" на этом фото:



Ещё один этаж пройден, поднимаемся выше...





  Вот тут уже начинается хаос:



былое:



Судя по всему, "разбор" внутри здания начали сверху вниз, отсюда и такая разница в состоянии этажей:







  Чем выше поднимались, тем "депрессивней" виды:





Осталось совсем чуть-чуть и мы на крыше. Совсем забыл показать просторную лестницу:



Очередной этаж и очередная разруха:





Мои любимые одинокие стулья:



Не знаю почему, но вижу в них какой-то особенный смысл и красоту. Не могу пройти мимо не сфотографировав такой вид:



Среди голых стен  изредка можно встретить остатки от очередных плакатов:



И единственная уцелевшая табличка с указателями кабинетов:



  Последний этаж... Он отличался лишь обильным количество мха на полу и стенах:



Окна пытались "залочить" подручными материалами. Если честно, кощунство всё это...





Заветная лестница на крышу найдена, последние фотографии на память:





Выход на крышу через основную лестницу был невозможен  - дверца закрыта на замок, а вот через "тех этаж" всё проще. Немного усилий и мы наверху:



Прекраснейший вид на весь Таганрог и округу:





А вот и сама территория нашего завода:



На крыше имеется огромное количество вентиляционных труб, среди которых можно и заблудиться:





Совсем рядом находится здание АБК, о котором упоминалось в начале рассказа:



Как и другой объект, который удалось посетить ещё в позапрошлом году - водонапорная башня 1923 года (о ней писал тут: http://kerrangjke.livejournal.com/13575.html):



Если подойти к противоположному концу крыши, то можно полюбоваться и на часовню при Таганрогском автомобильном заводе:



Не менее интересное место: мемориал комбайностроителям, павшим в годы ВОВ. - Указом президиума верховного совета СССР от 16 сентября 1945 года Таганрогский комбайновый завод (в то время - завод №18 народного комиссариата боеприпасов) "за успешное выполнение заданий государственного комитета обороны по восстановлению завода и организации производства боеприпасов" был награжден орденом Отечественной войны I степени:



И конечно же, комбайн-памятник "Колос" с высоты:



Устав от активных полазок, мы уселись на небольшой пикник, наблюдая за началом матча на стадионе "Торпедо":



Долго отдохнуть нам не дали появившиеся откуда-то люди, которые бродили по территории АБК, то и дело посматривая на нас. Было принято решение быстренько сворачиваться и отправляться наружу, так сказать "от греха подальше"... На этом наше путешествие подошло к концу.

Как и обещал, немного о будущем великого завода: стало известно, что известный российский продюсер Андрей Разин будет инвестировать в автомобильное производство. Как сообщает "Советская Белоруссия", Андрею Разину, который недавно стал президентом банка "Донинвест", теперь принадлежат активы Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ).

"Благодаря недавней Олимпиаде цены на землю в городе выросли. Я продал недвижимость и решил вложить эти деньги в бизнес - купил банк «Донинвест». Уставный фонд его сейчас составляет 660 миллионов рублей. Планируем увеличить его до 1 миллиарда рублей, чтобы банк мог получить статус регионального", - сообщил изданию Андрей Разин.

Планируется, что в 2017 году ТагАЗ начнет выпускать новый модельный ряд автомобилей, среди которых будут как легковые авто, так и микроавтобусы, малотоннажные грузовики, школьные автобусы, специально оборудованные микроавтобусы для домов инвалидов и техника для нужд ЖКХ. Объем будущих вложений может составить около 30 миллионов долларов. Напомню, что Арбитражный суд Ростовской области признал банкротом ООО "Таганрогский автомобильный завод", до этого в отношении "Тагаза" была введена процедура внешнего управления (в марте 2013 года) сроком на 18 месяцев. Однако управляющий Артем Евсеев обратился в суд с ходатайством о признании предприятия банкротом.

"Надеемся запустить таганрогский конвейер на полную мощь. Это позволит производить до 5 тысяч автомобилей в год. Ориентируемся на рынки стран СНГ, в основном России, Беларуси, Казахстана. Кроме школьных автобусов планируем выпускать 12-местные микроавтобусы, которые очень нужны домам инвалидов. Автомобили будут оснащены биотуалетами и подъемниками – люди с ограниченными возможностями смогут выезжать на небольшие расстояния, на экскурсии, в гости. На базе одной из моделей ТагАЗ собираемся создать автомобиль для уборки улиц. Ищем партнеров", - цитирует слова Разина белорусское издание «Знамя юности».

Слова красивые и обнадёживающие, но пока это лишь слова, что будет дальше - покажет время. Хотелось бы верить, что история великого предприятия не закончится также быстро и бесследно, как это уже произошло с десятками и сотнями других в нашей стране...