Vladimir Vergoti (vergoti) wrote,
Vladimir Vergoti
vergoti

Русский дизайн изнутри,

или зачем городу нужен дизайнер



Материал из журнала "Афиша" – http://www.afisha.ru/article/design-kagarov/


Эркен Кагаров — арт-директор «Студии Артемия Лебедева», препода­ватель Высшей академической школы графического дизайна, бывший директор Пермского центра развития дизайна — стал консультантом главного архитектора города


Интервью: Александр Острогорский
Фотография: Игорь Старков

3fb8e053b523442482d10b3a8f45

Людям обидно жить в сельпо, причем в покосившемся


— Дизайн городской среды — это сейчас, наверное, самый быстрый способ для дизайнера начать делать что-то осмысленное. Здесь ни рынок не нужен, ни промышленность.

— Пока это довольно сложно. Сейчас город не обращается к дизайнерам в принципе. Организации, которые отвечают за состояние городской среды, — то, что называется ЖКХ, — не связаны не то что с дизайнерами, они почти не связаны с проектной деятельностью в принципе. Они связаны с ремонтом, починкой, с асфальтированием, установкой урн и так далее. Все жалуются, но все продолжает происходить. В Перми присылали от муниципалитетов картинки с просьбой согласовать оформление газонов. Я говорю: «Почему это так страшно?» — «Ну мы сами нарисовали, потому что у нас нет денег, чтобы дизайнерам заказать». У них просто нет такой строки в расходах. Они, может, и рады бы, но тогда это будет внебюджетное расходование средств. В лучшем случае их ­снимут с работы, в худшем — оштрафуют и посадят. Кто тогда рисует? Да хоть бухгалтер. О современном подходе к проектированию среды, который даже не у всех профессионалов присутствует, уже не приходится говорить.



— А современный подход — это что?

— Опирающийся, во-первых, на актуальное понимание устройства город­ской среды. Есть люди, которые специально этим занимаются. Во-вторых, просто учитывающий то, что уже сделано. Даже если мы просто реализуем то, что уже сделано в других странах, будет очень неплохо.


— Например?

— Например, во многих странах мира для того чтобы защищать городские объекты от вандализма, используется несколько простых принципов. Среди них — принцип минимизации плоских поверхностей. Потому что чем их больше — тем больше могут приклеить. А на расчистку, на ремонт тратится много денег. Выгоднее придумать такой дизайн, при котором сложнее что-то поломать, закрасить или заклеить. У нас же обычно считают, что чем дороже работа проектировщика, тем хуже. Мало кто принимает в расчет стоимость использования. Вот пример из Петербурга. Там до сих пор сохранилось что-то западническое, что заложил еще Петр. Я помню, как в городе спорили и критиковали проект по мощению тротуаров гранитом. Действительно — дорого. Но они это сделали один раз — и я не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы он сломался? А бетонные бордюры, которые рядом с моим домом поставили в прошлом году, уже разрушились. Хоть их и покрасили зеленой краской. Я по поводу краски запрос отправлял в управу. Оказалось, что если бетон низкого качества, то его надо красить, это его защищает от разрушения. Но зачем использовать низкокачественный бетон и потом его красить, если можно один раз положить гранит?

— А вы разделяете это негодование по поводу зелено-желтых бордюров?

— Вопрос не в цвете бордюров, а в абсурдности ситуации. Неправильно используются материалы и технологии. Дело в отношении к городской среде как к чему-то очень простому и требующему разве что починки. А не переосмысления и планирования, причем планирования на высочайшем уровне. Почему-то никто не связывает инвестиции в тротуары и, например, деньги на образование людей, которые потом эмигрировали из-за того, что в России плохо жить. Зато огромные деньги тратятся на имидж России. Но людям обидно жить в сельпо, причем в покосившемся.

— Вроде бы Москомархитектура обещала регламент для внешнего вида улиц. Вы как советник главного архитектора принимаете в этом участие?

— В ближайшее время мы расскажем о нем подробно. Главная проблема, которой он адресован, — это проблема, характерная для всех российских городов: хаос с рекламой, с вывесками, с визуальной коммуникацией в принципе. В этом нет ничьей злой воли, просто все заинтересованы в продвижении себя, в том, чтобы его вывеска была заметна. Но когда все одновременно начинают гово­рить или кричать — возникает шум. В большинстве городов Европы, во многих ­городах Северной Америки существуют довольно подробные руководства, иногда очень жесткие, которые описывают, как можно размещать вывески или рекламу. В особенности в историческом центре, в туристических местах. Сейчас речь идет о базовых универсальных правилах. Например, что вывеска должна размещаться только между первым и вторым этажом, а не над пятым, шестым, седьмым. Или что окна первых этажей не должны быть закрыты рекламой, а должны быть витринами. Понятно, что при таком планировании будут люди, которым придется свою вывеску сделать скромнее. Они будут недовольны. Но для всей торговой улицы, для всего города и для всего бизнеса это будет лучше. Город не будет превращаться в свалку.

— Сейчас же в Москве пытаются как-то вовлечь жителей в проектирование, например дворов. Но получается, что это не для городской среды?

— Это очень полезно, правильно и перспективно. И принесет свои плоды непременно — через 200 лет. Но я, скорее всего, столько не проживу. И нужна поддержка — это иллюзия, что на Западе капитализм все сам естественным образом устроил. Великобритания с 60-х годов поддерживала дизайн на государственном уровне. Британский совет по дизайну собирался под руководством Маргарет Тэтчер! Все помнят про «железную леди», но никто не хочет перенимать этот ее опыт. Все говорят: «Зачем дизайн в России развивать? Это бессмысленно, мы не умеем, не можем, и вообще дизайн не нужен нашей экономике — у нас есть трубы большого диаметра, лес и нефть».

— Получается, что именно город может быть местом, в котором дизайн ­может развиваться, потому что там заказчик — государство.

— Безусловно. Если будет царь умный и добрый, то многое можно сделать быстрее и лучше. Сейчас в Москве удивительная ситуация, когда по крайней ­мере в нескольких департаментах — транспорта, культуры и архитектуры — появились новые люди, которые инициируют вещи, о которых можно было только мечтать. Может быть, не все идеально, не всегда правильно, но сами направления я готов двумя руками поддерживать.

— Пермь же должна была стать первым таким опытом — чему он нас научил? Что происходит, когда дизайнер появляется в городе?

— Пермь начиналась не с дизайна, а с общекультурного проекта. Этот опыт показал, что культурные изменения могут быть фактором изменений социальных и даже экономических. Например, отъезд людей, уменьшение города удалось остановить. Пермь была городом-миллионником, потом выпала из этого списка, а сейчас опять вернулась. Убыль сменилась на очень маленький, но рост — так было по крайней мере в 2011 году. Что еще очень важно, на мой взгляд. Я был в Перми несколько дней назад: качество визуальной коммуникации театров, государственных организаций, бизнеса в среднем выше, чем в Москве. Именно в среднем, но этот уровень формирует среду.

— То есть автобусные остановки, спроектированные тогда командой Артемия Лебедева, сыграли-таки свою роль? Они стоят еще?

— Остановки-то стоят, но с ними произошла настоящая трагедия. Они были спроектированы, но не была заказана проектно-конструкторская документация. А это значило, что остановки можно было делать по принципу «примерно вот так». Но самым страшным было то, что их передали на баланс муниципалитетам, а у муниципалитетов не было строчки в бюджете на их содержание.

Пермь

Остановки Пермь


Попробуйте в Москве оставить остановку на полтора года, не мыть ее, не чистить, не срывать объявления, не вставлять разбитые стекла. Хотя, кстати, удивительная вещь. Во многих городах мира я видел, что мусора гораздо больше, чем в Москве. В Нью-Йорке или в Амстердаме, или в Париже. При этом там приятнее находиться. Почему? Потому что там лежит мусор, но он лежит на очень правильно сделанном тротуаре, рядом с красивой скамейкой. А у нас идеально выметена грязь между разломанным бордюром, кривым асфальтом и вытоптанным газоном — но радости от этого мало.


Как должен выглядеть городской дизайн: выбор Кагарова

Скульптура в райо­не Дефанс в Париже органично дополняет архитектуру и при этом она не является памятником — это важная деидеологизированная часть среды



Реклама защищает городское оборудование от вандализма, снижая расходы по его содержанию, как это происходит в Амстердаме




Информационная табличка, вмонтированная в тротуар, не захламляет визуальную среду



Помимо привычных гладких газонов существуют оазисы разнотравья — живой и естественный пример из Голландии



Пример качественной работы с пешеходным пространством: грязь не разносится и деревья сохранены



В Норвегии скамейки, деревья, цветники и урны гармонично собраны в один комплекс

Tags: Дизайн, Избранное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments