Маска новая

Дню кино посвящается

Оригинал взят у vergoti в Дню кино посвящается – про «Экипаж», «Есению», «Рот-Фронт» и 29 ряд

На днях Галине Николаевне Мазуровой исполнилось 75 лет. Почти 40 лет свой жизни она демонстрировала фильмы в знаменитом кинотеатре г. Таганрога — «Рот-Фронт», в главном кинотеатре нашего города и нашего детства



Фото кликабельно

После окончания школы, в сентябре 1958 года, 18-летняя Галя стала внештатным (без зарплаты) учеником киномеханика в кинотеатре «Комсомолец». Затем штатным, затем механиком второй категории и, наконец, первой. Замужество и рождение сына вынудили её перевестись из ленинградского института киноинженеров, где она училась в то время, в ростовский кинотехникум, который она закончила с отличием.



Галина Николаевна точно уже не помнит, как в начале 60-х судьба привела её в самый большой «первоэкранный» кинотеатр города. Уже с 1958 года «Рот-Фронт» имел широкий экран, второй зал, буфет. Она вспоминает время, когда на смену 35 мм плёнке пришла 70 мм. Старые проекторы, своими силами, срочно переделали под широкую плёнку. Плёнка то и дело рвалась, но к обрывам приноровились, сведя остановки к минимуму.


Фото кликабельно

Когда были старые дуговые аппараты «на углях», вспоминает юбиляр, киномеханикам за «вредность» даже молоко давали. На смену дуговым лампам пришли ксеноновые и молоко отменили. Появилась и другая пленка: вместо целлулоидной, на основе горючей нитроцеллюлозы, пришла нитра-плёнка, которая плавилась, но уже не горела.





Было время когда переводчики читали закадровый текст, (помните, как в старом кино молодые девушки, затаив дыхание, смотрят зарубежную мелодраму. Голос с экрана: «I love you». Переводчик в зале устало: «Я тебя люблю». С экрана: «I love you», переводчик: «Фраза повторяется дважды»). В «Рот-Фронте» это были просто дикторы, которые читали напечатанный текст перевода, сидя в аппаратной.



Галина Николаевна вспоминает первую грандиозную очередь на мексиканскую костюмированную мелодраму «Есения», в начале семидесятых. Фильм вышел в прокат перед самым Новым годом. Люди занимали очередь с раннего утра. Хвост очереди, петляя, изгибаясь и пуская пар, уходил, заворачивая на улицу III Интернационала (ул. Греческая).



В 1979 году силами нескольких заводов (в основном завода им. Димитрова и Машзавода), кинотеатр был реконструирован. У него появился огромный, по тем временам, экран – почти 5 на 12 метров (4,75х11,80), его называли «влитой», три новых чехословацких стационарных киноустановки «Meo 5 SX» и 675 посадочных мест в новых мягких креслах. На каждом кресле был прибит номер, сделанный методом чеканки (просуществовали они не долго, так как легко сгибались и выдергивались).

Новые чешские кинопроекционные аппараты фирмы Meopta были настоящей фантастикой. Они позволяли демонстрировать и старый формат 3:4, и широкоэкранные, и широкоформатные фильмы. В них могли использоваться бабины повышенного объёма. Аппараты были с возможностью перемотки плёнки непосредственно на кинопроекторе, что упраздняло электромоталки и облегчало работу.



Самый продолжительный прокат, вспоминает Галина Николаевна, был у фильма «Экипаж» – больше двух месяцев. Плёнку из нескольких двухсотметровых бабин склеивали в три больших рулона и заряжали сразу в три аппарата. Приклеивали магнитную метку на точку перехода и оставалось лишь приглядывать за техникой. Фильм был двухсерийный, в день получалось 5 сеансов (10 серий), и так день за днём. При сдаче плёнку снова резали.



Если фильм был «шикарный», но на город давали одну копию, дирекция киносети не упускала случая и фильм крутили в двух главных кинотеатрах: в «Рот-Фронте» и «Октябре». Сеансы ставились со сдвижкой, нанимались мальчики на велосипедах, которые в «переноску» таскали бабины.

Работа начиналась в 8 утра. Первый сеанс – в 8:45, последний – в 21:45. В день – 8 сеансов. Самый дорогой билет стоил 35 копеек. Самые престижные места были в 29 ряду, за последним проходом. Это были места, как сейчас бы сказали, для vip-персон, и там всегда держали свободными пару кресел.



Отдельная история – это распространители, которые были почти на всех крупных предприятиях города. Утром, у дверей кассы, выстраивалась целая очередь из распространителей. Планы по сеансам были расписаны по заводам на месяц вперёд, и в кассе кинотеатра оставалась лишь малая часть билетов.



В кинотеатре работали: технорук (технический руководитель), 10 киномехаников в должности инженеров и старших инженеров, по 5 человек на смену; кассиры, уборщицы, водитель на «бобике»... Галина Николаевна говорит, что народ был очень дружный. В этот женский коллектив, каким-то образом, влился художник Володя Самбуров, фамилию которого долго вспоминали. Он много лет рисовал замечательные афишы и для «Рот-Фронта», и для подшефного кинотеатра «Буревестник», который находился в парке, где в сезон, вечерами, работники «Рот-Фронта» тоже крутили кино.

Кстати, «Буревесник» был построен на месте военного немецкого кладбища. В связи с этим, Галина Николаевна вспомнила историю, что рядом с аппаратной была комната, где поселили женщину с ребенком, которая и охраняла, и убирала кинотеатр. Однажды, она решила выкопать себе погреб. Выкопать-то выкопала, но пользоваться им было невозможно из-за удушающего тлетворного запаха.



Картина за картиной, киножурналы, киноанонсы... Страна вступала в перестройку. В кинотеатре даже установили стерео динамики... Но время шло, СССР распался, появились видеомагнитофоны. Число зрителей уменьшилось. Но всё ещё приходили взрослые мужчины, бегавшие сюда ещё мальчишками, со своими детьми, и те удивлялись, глядя на экран: «Какой же здесь большой телевизор».

Конец прошлого века – страна окунулась в «рынок» и в городе закрыли все кинотеатры. Все, кроме «Рот-Фронта». Из работников осталось 2 человека. Первый сеанс был в 12 часов, последнего не было вообще. Кассовый вестибюль даже не открывали, билеты продавали на входе. Сеанс считался состоявшимся, если в зале было не меньше пяти человек.

1 ноября 1997 года кинотеатр закрыли... Навсегда.

Всех с Днём кино!




Ещё раз, сердечно поздравляем Мазурову Галину Николаевну с юбилеем, и благодарим её за предоставленные материалы, а также за 38 лет необыкновенной работы, которую мы не видели, но результаты которой остались с нами на всю жизнь.

__________________________________

Евгений Леонов занимательно о профессии киномеханика



КиевНаучФильм о кинопроекторе МЕО