Маска новая

«Присутствие продюсера на съемочной площадке вредно для производства»,

продюсерские правила Сергея Сельянова




***

Деньги — важная вещь. Раньше я любил сравнить их с сульфатом натрия, необходимым для проявки пленки. Они дают зеленый свет съемке фильмов.

***

Я люблю Чаплина и именно из-за его фильмов стал заниматься тем, чем занимаюсь. Я готов снова и снова смотреть его кино. Причем немые черно-белые фильмы я предпочитаю смотреть не на теле-, а на киноэкране, потому что, попадая «в телевизор», они разрушаются.

***

Главная продюсерская проблема — а что собственно снимать? Поиск даже не столько идей, сколько сценариев...



***

Экшн, мелодрама и комедия востребованы во все времена. Другое дело, что мелодраму мы не очень-то делать умеем. Но учимся. Что-то мы вообще не делаем и не умеем — «horror», к примеру («ужастик» — если по-русски). Но, быть может, нам это и не нужно делать, может, этот жанр как раз лучше оставить американцам?..

***

Любой замечательный фильм — патриотическое кино. Поэтому общие слова про патриотику — либо слишком широкие, либо слишком узкие. Они — круги на воде, следствие, вытекающее из творения художника, который производит смыслы. Трудно себе представить, чтобы сели мы с Лешей Балабановым, и я предложу: «Давай поправим положение в здравоохранении или поднимем нравственность населения...» Абсурд.

***

Суть существования продюсера сегодня в поиске со многими степенями неопределенности. Почему все делают комедии? Потому, что этот уровень разговора зритель поддерживает: развлечение как можно более легкое, на уровне релакса. «Пошли в кино поржем». Я к этому отношусь лояльно — если это не всё пространство кино. Еще важный фактор. Здесь американцы нам не конкуренты: Голливуд нашу национальную комедию не сделает ни при каких обстоятельствах.

***

Я много раз объяснял, что, как только начал заниматься кино, был и продюсером, и режиссером. Так что я не сменил профессию — просто оставил режиссуру, продюсирование мне интереснее. Видимо, в режиссуре, что мог и хотел, — сказал, а без страсти кино снимать не хочется.

***

В авторском кино задача режиссера — сочинить весь фильм от начала и до конца, а задача продюсера — в него поверить и поддержать. Надо заметить, что функции продюсера в авторском кино совсем иные, чем в продюсерском.

***

Нельзя инициировать авторское кино. Оно, как правило, снимается по желанию режиссера, которого продюсер либо поддерживает, либо нет. В коммерческом кино продюсер делает все: ищет сценарий, режиссера и т.д. Он более активно участвует в процессе.

***

В кино все процессы иррациональные. Все замешано на чувстве, а не на расчетах. Никаких критериев не существует, и это хорошо — тем интересней.

***

Вообще, хочу сказать, что сценарии, написанные режиссерами, обычно гораздо более содержательные и интересные, чем те, что написали сценаристы. Странно это или нет, но у нас в стране дела обстоят именно так. Если бы режиссеры не писали сценариев, наш кинематограф был бы намного беднее. Если режиссер пишет сценарий не сам, он должен принимать активное участие в работе над ним со своим партнером-сценаристом. Для артхауса это естественно, ведь фильм — это авторское высказывание от начала и до конца.

***

Кино, хоть и делается не за один день, рождается сегодня. И в сегодняшнем контексте. Если на него обратили внимание сейчас, значит, есть шанс, что оно проживет очень долго. А если сегодня его никто не посмотрел, рассчитывать на то, что через несколько лет он пробьет себе дорогу, нельзя. Это случается, но исключительно редко. Так было с фильмом Медведкина «Счастье» (снятом в 1935 — прим.ред.), который через 30 лет после его создания обнаружили в Госфильмофонде, и лента стала настоящим событием, попав новый эстетический контекст. Это было более актуальное произведение для середины 50-х-начала 60-х — времени, когда фильм обнаружили, чем кино, которые снимали в это время.

***

Сильный режиссер состоятелен во всех отношениях. И то, что он дебютант, часто является его преимуществом. Всем известно, что первый фильм часто самый лучший в биографии режиссера. Поэтому дебютный проект — это ни в коем случае не минус, просто продюсеру сложнее сделать выбор и принять решение.

***

В отличие от сценариста, который со временем растет, режиссер только матереет. Обычно он приходит готовым, даже не зная каких-то секретов мастерства, и с каждым новым фильмом он лишь накачивает мускулы. Следующие фильмы могут быть более мощными, но первый все равно часто остается лучшим. Дебют — это что-то волшебное, он же один раз бывает. Это уникальное состояние: вибрации, которые управляют творческим человеком в этот момент, очень тонкие, с особым типом энергетики.

***

Глупо, наверное, спорить с тем, что любой слабый фильм, первый он, второй или третий — это плохо. Но все же, если он первый, особенно. Но безвыходных ситуаций нет. Существует достаточно много примеров, когда люди после провальных дебютов, тем не менее, выходили на магистральную дорогу. Просто, конечно, это сложнее.

***

Вот первый фильм Тарковского, который он сделал в соавторстве с Гордоном во ВГИКе «Сегодня увольнения не будет» — это очень слабое кино, советское в худшем смысле этого слова. Это даже не кино, а скорее агитка или стенгазета. Конечно, это была курсовая работа, делали они ее вдвоем, но я считаю, что этот пример показательный. Во всяком случае, полезный для ободрения тех, кто потерпел неудачу с первой картиной.

***

И потом, если вы не стали гениальным режиссером в артхаусе, это не значит, что у вас ничего не выйдет. Возможно, просто авторское кино — это не совсем ваше.

***

Жанровое кино делать сложнее. Его вообще мало, кто умеет делать: и продюсеры, и сценаристы, и режиссеры. Но кинопалитра очень широкая: от синефильских картин до откровенно зрительских. Это линейка большая, и каждый может найти себе то, что нравится. Если вы владеете профессией, то вы будете исключительно востребованы в зрительском кино.

***

Присутствие продюсера на съемочной площадке вредно для производства.

Tags: